Гриньова Марина Вікторівна
доктор педагогічних наук, професор, декан природничого факультету
Полтавського національного педагогічного
університету імені В.Г.Короленка
Дудка Ірина Анатоліївна,
магістр управління навчальним закладомПолтавського національного педагогічного
університету імені В.Г.Короленка

Анотоція. В статті розглядаються питання упровадження здоров’язберігаючих технологій у навчально-виховний процес вищого навчального закладу, принципи підтримання та зміцнення здоров'я студентської молоді, причини слабкого здоров’я студентів, ефективність дотримання сукупності дидактичних умов оптимального впровадження здоров’язберігаючих технологій у навчальний процес вищого навчального закладу.

Ключові слова: студентська молодь, здоров’я студентської молоді, здоров’язбереження, інтелектуальне здоров'я, здоров’язберігаючі технології, здоров’язберігаюче навчання, здоров’язберігаючі компетенції.

Анотоция. В статье рассматриваются вопросы внедрения технологий сохранения здоровья в учебно-воспитательный процесс вуза, принципы поддержания и укрепления здоровья студенческой молодежи, причины заболеваний студентов, эффективность соблюдения совокупности дидактических условий оптимального внедрения здоровьясберегающих технологий в учебный процесс высшего учебного заведения.

Ключевые слова: студенческая молодежь, здоровья студенческой молодежи, интеллектуальное здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровье сберегающих обучения, здоровьясберегающие компетенции.

Anotia. The article discusses the introduction of health-saving technologies in the educational process of higher educational institutions, the principles of maintaining health and principles of health promotion students, the reasons for poor health of students, the effectiveness of implementation of the totality of didactic conditions optimal implementation of health-saving technologies in educational process of higher educational institutions.

Keywords: students, health students, health care, intellectual health, zdorovesberegayuschie technology, health asberg training, health aterials competence.

Зоя Стукаленко
 (Кіровоград)

У статті проаналізовано психолого-педагогічний аспект феномену  «професійна толерантність», де зосереджено увагу на критеріях та специфіці  створення ситуації успіху. Акцентовано, що створення ситуації успіху є важливою рушійною силою формування особистості. Для досягнення зазначеного феномена в процесі фахової підготовки викладач повинен мати позитивну настанову на професійну діяльність, володіти вмінням слухати та емоційно впливати на учня, при цьому бути тактовним, толерантним. Наголошено, що професійна толерантність виступає взірцем високого рівня розумового розвитку і моральної культури й повинна бути  нормою соціального життя; в рамках Міжнародної освітньої парадигми  спрямовувати і вдосконалювати рівень професійної підготовки майбутнього вчителя музичного мистецтва.

Ключові слова: майбутній учитель музичного мистецтва, толерантність, професійна толерантність, ситуація успіху, концертна діяльність, очікуваний успіх, неочікуваний успіх, колективний успіх, гедонізм,  позитивна мотивація.

В статье проанализирован психолого-педагогический аспект феномена «профессиональная толерантность», где сосредоточено внимание на условиях и специфике создания ситуации успеха. Акцентировано внимание на том, что создание ситуации успеха является важной движущей силой формирования личности. Для достижения указанного феномена в процессе профессиональной подготовки преподаватель должен иметь положительную установку на профессиональную деятельность, владеть умением слушать и эмоционально воздействовать на ученика, при этом быть тактичным, толерантным. Отмечено, что профессиональная толерантность выступает образцом высокого уровня умственного развития и нравственной культуры, должна быть нормой социальной жизни; в рамках Международной образовательной парадигмы направлять и совершенствовать уровень профессиональной подготовки будущего учителя музыкального искусства.

Ключевые слова: будущий учитель музыкального искусства, толерантность, профессиональная толерантность, ситуация успеха, концертная деятельность, ожидаемый успех, неожиданный успех, коллективный успех, гедонизм, положительная мотивация.

The article analyzes the psychological and pedagogical aspects of the phenomenon of "professional tolerance", which focuses on the criteria and the specifics of the situation creating success. The attention that creating a situation of success is an important driving force behind the formation of the person. To achieve this phenomenon in the professional training of teachers should have a positive attitude to professional activity, have the ability to listen and emotional impact on student still be considerate, tolerant. Emphasized that the professional model of tolerance stands high level of mental and moral development of culture and should be the norm of social life; within the International educational paradigm guide and improve the level of training future teachers of music. The attention that equal interaction between students and teachers should be aimed at achieving total comfort in learning.

Keywords: future teacher of music, tolerance, tolerance professional, situation success, concerts, expected success unexpected success, the collective success, hedonism, positive motivation.

Ольга Пунгіна
(Кіровоград, Україна)

Одеський Політехнікум розвивався за моделлю мистецького ВУЗу, пристосованого до потреб виробництва.Науковий підхід до викладання фахових дисциплін сприяв тому, що під час виконання курсових та дипломних робіт студенти керувалися професійним вирішенням завдань. На всіх курсах була раціонально організована безперервна виробнича практика. Також студенти постійно залучалися до агітаційної і культмасової роботи, співпраці з іншими центрами художньої освіти південних регіонів.

Ключові слова: художня освіта, виробнича практика, Одеський Політехнікум.

Одесский Политехникум развивался за моделью художественного ВУЗа, приспособленного к потребностям производства. Научный подход к преподаванию профильных дисциплин способствовал потому, что во время выполнения курсовых и дипломных работ студенты руководствовались профессиональным решением заданий. На всех курсах была рационально организована непрерывная производственная практика. Также студенты постоянно привлекались к агитационной и культмассовой работе, сотрудничеству с другими центрами художественного образования южных регионов.

Ключевые слова: художественное образование, производственная практика, Одесский Политехникум.

Odessa Polytechnic developed after the model of the artistic Institution of higher learning, adjusted to the necessities of production. The scientific going near teaching of professional disciplines promoted because during implementation of term and diploma papers students followed the professional decision of tasks. On all courses continuous productive practice was rationally organized. Also students were constantly brought over to agitation and cultural work, collaboration with other centers of artistic formation of south regions.

Keywords: artistic education, productive practice, Odessa Polytechnic.

 

МИКОЛА ПІВЕНЬ
(КІРОВОГРАД, УКРАЇНА)
АНДРІЙ ІЩЕНКО
(КІРОВОГРАД, УКРАЇНА) 

У статті йдеться  про синергетичні  тенденції в організації інтегрованого освітнього простору майбутніх авіаційних фахівців.

В статье говорится о синергетических  тенденциях в организации интегрированного образовательного пространства будущих авиационных специалистов.

This article dealswith synergetic tendency in organization of integrative educatiotional environment for future aviation specialists.

Ключові слова:  освітній простір, суб’єктно розвивальний простір, синергетичні й інтеграційні тенденції, професійний і особистісний саморозвиток, самостійність, автодидактичні навички.

Ключевые слова: образовательное пространство, субъектно развивающее пространство, синергетические и интегративные тенденции, профессиональное и личностное саморазвитие, самостоятельность, автодидактические навыки.

Keywords: educational environment, subject-development environment, synergetic and integrative tendency, professional and personal selfdevelopment, independence, autodidactic skills.

Лариса ГУЦУЛ
 (Кіровоград, Україна)

В статье рассматривается место спортивной терминологии в лингвистической подготовке учителя физической культуры. Акцентируется внимание на терминологической и лексикографической компетенциях, на трудностях,которые возникают при работе с терминами будущей профессии. В исследовании использован педагогический опыт обучения спортивной терминологии на факультете физического воспитания КГПУ им. В. Винниченко. Раскрываются пути и методы овладения профессиональной терминологией учителем физической культуры.

Ключевые слова: профессиональная терминология, термины, научно-теоретическая подготовка, научный текст, профессиональные словари, терминологическая и лексикографическая компетенции, языковая подготовка учителя, коммуникативная профессиограмма учителя.

The article studies the problem of sport terminology in linguistic preparing of a physical education teacher. Special attention is given to terminological and lexicographical competences, as well as the problems of usage of terms of future profession. The research deals with pedagogical experience of sport terminology at the Department of Physical Education at KSPU named after V. Vynnychenko. The ways and methods of mastering of professional terminology by physical education teacher are discussed.

Keywords:  professional terminology, terminology, scientific-theoretical preparation, scientific text, professional dictionary, terminological and lexicographic competency, linguistic preparation of a teacher, communicative professionalgramme teacher.