ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Лидия Кондрашова
(Черкассы, Украина)

У статті розкриваються основні концептуальні положення виховання успішної особистості в умовах сучасної загальноосвітньої школи.

Ключові слова: педагогіка успішності, успішність, концепція формування успішної особистості, виховання успішності.

В статье раскрываются основные концептуальные положения формирования успешной личности в условиях современной общеобразовательной школы.

Ключевые слова: педагогика успешности, успешность, концепция формирования успешной личности, воспитание успешности.

The article describes the basic conceptual positions a successful person’s forming in today's public schools.

Keywords: teaching success, success, success concept of formation of personality, upbringing success.

Актуальность проблемы. Демократизация системы высшего образования требует иной философской интерпретации педагогической действительности, более сложной модели духовного и нравственного становления личности будущего специалиста. Формирование творческой личности растущего человека, предоставление и реализация его права быть самим собой возможно лишь в условиях общения с яркими, творческими людьми, среди которых первое место занимает учитель. Именно учитель должен помочь каждому школьнику найти свой путь в жизни, обеспечить ему комфортность, психологическую защищенность, свободу действий в соответствии со своими природными данными, интересами и способностями, сформировать основу его успешной жизни. Право быть самим самой в любых школьных коллизиях, самодостаточность и самоуважение себя и других - основа любого школьного воспитания.

Проблема состоит в том, чтобы гуманизировать школу, сделать ее воздействие на растущую личность более эффективным и менее травмогенным, обеспечить такие условия в школе, чтобы растущий человек осознал, что он сам созидатель и творец своей успешной деятельности и жизни.

В педагогическом наследии прошлого получили обоснование теоретические основы формирования счастливого и успешного человека и необходимости целенаправленной подготовки его к счастливой и успешной жизни. Становление счастливой личности возможно в условиях гуманного воспитания (Я.Коменский), свободного от шаблона и трафарета (Ж.Руссо). Счастье невозможно без индивидуального изучения личности (И.Песталоцци) и бережного отношения к неповторимости человека (А.Дистервег); уважения и любви к его природе (А.Герцен, В.Белинский); творчества (Л.Толстой); всестороннего знания личности (К.Ушинский); воспитания в коллективе и через коллектив (А.Макаренко); школы радости (В.Сухомлинский).

Эти положения не потеряли своей значимости и в настоящее время. Концепция действия внешних причин через посредство внутренних условий показала роль внешнего и внутреннего в становлении личности. Формировать поведение и сознание личности можно только при учете внутренних условий и применении к нему индивидуального подхода, который поможет эффективно управлять внешними воздействиями. Это позволяет говорить о том, что не каждый учитель и не всякая школа могут готовить растущего человека к счастливой и успешной жизни.

Цель статьи: раскрыть основные положения концепции воспитания успешной личности в практике современной школы

Изложение основного содержания. Призвание высшей школы – обеспечивать условия для овладения будущими учителями искусством быть успешными, что служит фактором становления их духовного здоровья и профессионального успеха. Теоретическим основанием подготовки успешного учителя является педагогика успешности. Педагогика успешности – это преодоление учителем различных форм принуждения, подавления достоинства и самодостаточности личности ученика; признание самоценности и свободы растущего человека вне зависимости от его возраста и способностей.

Цель педагогики успешности состоит в воспитании самодостаточной личности, толерантной, осознающей возможности своего «Я», уважающей права и достоинства других людей, любящей труд и ответственной за последствия своих действий и поступков.

Воспитание успешной личности базируется на положениях педагогики успешности, которые аккумулируют в себе основные педагогические правила:

а) подготовка человека к жизни, формирование человека (И. Харламов);

б) система организации реальной жизни растущего человека на различных уровнях (В. Гайсенок);

в) дело, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, забот бессонных ночей и много, много мыслей…(Я.Корчак);

г) системно-социальный процесс человековедения, который складывается из педагогического регулирования процесса формирования личности, социально-педагогического регулирования и самосовершенствования личности в синергетическом взаимодействии этих составных частей (Н. Таланчук);

д) развитие, руководимое сообразно требованиям общества или культуры (В. Лай);

е) активное содействие, оказываемое нормальному выявлению жизни в ребенке (М. Монтессори);

 ж) развитие и закрепление духовных сил личности в ее жизненной практике, повседневном поведении (А. Фролов);

з) управление процессом духовного и физического развития индивида (А. Кочетов);

и) самопознание собственных возможностей и способностей, свободы и ответственности за себя и других людей, самодостаточность и осознание своего права на достойную жизнь, успех  и счастье.

Анализ научной литературы и педагогической практики позволяет говорить о том, что учитель должен постоянно держать в поле своего зрения проблемы роста, развития каждого ученика, которые возникают перед растущим человеком на любом этапе его школьной жизни и осознаются им как личностно значимые. Занимаясь вопросами воспитания успешной личности, учитель ощущает многообразие и сложность натуры растущего человека. Ему важно помнить о том, что воспитание как процесс протекает в особой атмосфере, в которую погружен постепенно взрослеющий ученик. В этой атмосфере он развивается, растет, совершенствуется, адаптируется к обстановке, созидает и творит, моделируя образ своей взрослой жизни и деятельности. На каждой возрастной ступени ученик обладает определенными возможностями и особенностями.

Воспитание успешной личности предполагает теоретическое обоснованиеконцепции,ведущимиположениями которой служат:

– новый образ ученика как успешного человека, основанный на признании его прав на самодостаточность, счастье и успех, на свободное развитие его природного начала;

– признание самоценности каждого ученика как основание его успешности, самодостаточности в жизни и деятельности;

– реализация единства общего развития и духовно-нравственного обогащения личности, закладывающего основы дальнейшего становления успешности как важной характеристики современного гражданина и профессионала;

– утверждение приоритета возможностей и способностей каждого ученика в подготовке его к успешной жизни и деятельности;

– изучение и выявление способностей, интересов, установок, ценностных ориентаций личности с целью приведения учебно-воспитательного процесса в соответствие с ними, что позволяет каждому ученику осознать секреты становления собственной успешности и ее роль в дальнейшей судьбе человека;

– бережное отношение к индивидуальности, духовному миру растущего человека, своевременная психологическая поддержка и педагогическая помощь;

– целостность жизнедеятельности личности в школе и ее направленность на своевременное преодоление трудностей, неудач, конфликтных ситуаций, тормозящих успешность личности, закрепление и развитие ее способности противостоять негативным воздействиям окружающей действительности.

Учитель призван помочь учащимся духовно состояться и нравственно устоять перед трудностями, соблазнами легкой жизни, обрести истинные смыслы и ценности, найти адекватные способы самореализации в жизни и деятельности, тем самым закрепить в сознании ученика философию успешности, самодостаточности и права на достойную жизнь.

Успех учителя определяется духом школы. По утверждению многих исследователей казарменный дух школы (И. Бестужев-Лада), авторитарность в отношениях учителя и ученика (А. Адамский), отсутствие культурной среды, бездуховность, нигилизм и безнравственность (Е. Белозерцев), подражательность в действиях и поступках (И. Гончаров) – все эти обстоятельства негативно влияют на успешность не только учащихся, но и учителя в повседневной школьной жизни. Важно учителю стремиться к тому, чтобы преодолеть отчуждение образования от ученика, его жизненных проблем и перспектив благополучия во взрослой жизни, обеспечить защиту его прав на самодостаточность, успешность и личное счастье, свободу действий и обретения ценностей и смысла жизни.

«Школа – это то место, где ученик совершает ошибки […] под руководством педагога. Допуская ошибки, ученик обнаруживает пробелы в знаниях и, прилагая определенные усилия, ликвидирует эти пробелы» [1: 24]. Для учителя ошибки ученика – индикатор результативности его профессиональной деятельности. Ошибка не должна выступать инструментом подавления «Я» ученика. Она должна укреплять союз учителя и ученика, превращая их деятельность в сотрудничество и сотворчество. Только на основе педагогического взаимодействия ученик может отстаивать свое достоинство в коллективе сверстников, субъектность, рассчитывать на успех и признание.

Учебно-воспитательный процесс школы – это человекообразующий процесс, сущность которого заключается в подготовке растущего человека к достойной и успешной жизнедеятельности, в постоянной психологической поддержке и педагогической помощи на всех этапах его взросления в выборе личностно значимых ценностей и построении модели успешного собственного поведения, программы настоящей и будущей жизни.

Психологическая поддержка выражает сущность гуманистической позиции учителя по отношению к ученикам, которая проявляется в осознании беззащитности ученика, ответственности за его будущее, здоровье, эмоциональное самочувствие, становление духовно-нравственного мира и благополучия. Психологическая поддержка предусматривает веру в возможности и способности ученика, его потребности в конструктивном изменении своего личностного потенциала. Учитель должен воспринимать ученика таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, относиться к нему с уважением, и верой в его успешность, возможности преодолевать трудности и неудачи, которые постоянно встречаются в школьной жизни, постоянно вести диалог с тем, чтобы обмениваться ценностями и смыслами.

Главное, что нужно поддерживать в каждом ученике – это стремление к преодолению трудностей, духовно-нравственному развитию собственной личности; веру в возможности и способности достижения успеха в жизненных ситуациях.

Воспитание успешности как черты личности – это процесс внутренний, которому свойственны взлеты и падения, успехи и разочарование, духовные приобретения и потери. Учитель должен осознавать, что он имеет дело с учениками, которые многого не знают о своих возможностях и способностях,  находятся в постоянном изменении качеств, свойств, интересов, поиска путей удовлетворения потребностей и достижения идеальных устремлений. С. Братченко уверен в том, что, если учитель владеет искусством уважения, искусством понимания, искусством помощи и своевременной поддержки, искусством договора, искусством быть собой, то ему удастся выстроить стратегию воспитания успешного человека из каждого своего ученика.

Таким образом, воспитание – это работа с будущим растущего человека, предметом его является развивающаяся, постоянно изменяющаяся личность, ее духовность, нравственность и деловые качества, что служит фундаментом успешности в его жизни и деятельности. Поэтому воспитание успешного человека является важной составляющей социального заказа современной школы, а технология его реализации должна работать на будущее посредством создания новых форм и методов воспитания учащихся, их готовности к строительству собственной успешной жизни и деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Наумченко В. Н. Социальная педагогика. Проблемы «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент. Пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, аспирантов пед. высш. Учеб. Заведение / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. – Мн.: Адукацыя і вихованне, 2005. – 400 с.

Сведения об авторе

Кондрашова Лидия Валентиновна – заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики высшей школы и образовательного менеджмента Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого.