ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Тамара Желонкина, Светлана Лукашевич, Евгений Шершнев
(Гомель, Беларусь)

В статье рассматривается использование в обучении педагогических технологий, которые направлены на то, чтобы применять полученные в результате систематического изучения фундаментальные знания из разных областей науки для решения жизненно важных проблем, синтезировать эти знания.

Ключевые слова: педагогическая технология, обучение, дистанционное обучение, проблемное обучение, инновации, компьютеризация, интернет-технологии.

The article  is considered  using in training of pedagogical technologies which are directed on applying the fundamental knowledge gained as a result of systematic studying from different areas of science to the solution of the vital problems, to synthesize this knowledge.

Key words: pedagogical technology, training, distance learning, problem training, innovations, computerization, Internet technologies.

Постановка проблемы. Стратегическая цель современного образовательного процесса в высшей школе состоит в подготовке специалистов – профессионалов, умеющих ставить и решать задачи разной сложности, обладающих креативными способностями, имеющих высокую нравственную позицию, умеющих выстраивать отношения с партнерами в сфере профессиональной деятельности. В системе подготовки инженерных кадров и педагогов все более доминирует компетентностный подход. Это обусловлено тем, что выпускник учреждения высшего образования в условиях жесткой конкуренции на рынке интеллектуального труда может быть профессионально успешным, если он будет обладать профессионализмом и компетентностью в широкой предметной области, профессиональной мобильностью, умением адаптироваться к быстро изменяющимся инновационным процессам и социально-экономическим условиям [1]. Одним из условий, необходимых для формирования таких качеств, является стимулирование осознанного творческого саморазвития личности студента в процессе обучения на основе использования современных методических и технологических возможностей образовательной деятельности. Необходимо максимально использовать все возможности образовательного процесса, чтобы пробудить у студентов интерес творческой и научно-исследовательской работе, способствующей  развитию исследовательских и профессиональных компетенций.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализируя сущность и проблемы вузовского образования, применения новых технологий в учебном процессе ряд ученых (Е.Н. Пасхин, Л.А. Василенко) отмечают в работах роль информатизации в стратегии устойчивого развития общества, применения дистанционного обучения (ДО) в обучении учащихся. В статье «Стандартизация и сертификация как основа обеспечения качества информационно-программных средств учебного назначения» Б.М. Позднеев, С.Д. Поляков особое внимание уделяют дистанционному обучению. Отмечается, что ДО – новая для нас форма обучения. Поэтому поднимается вопрос о важности осознания педагогической стороны дистанционного обучения: Как организовать обучение в сетях, какие используются при этом методы, приемы, организационные формы и средства обучения? Какую роль при этом играют информационные технологии и как они влияют на педагогический процесс?

Многие авторы рассматривают дистанционное обучение в единстве его компонентов – как проектирование и как процесс. Иными словами, как и во всех формах обучения, необходимо предусматривать и теоретически осмысливать этап педагогического проектирования ДО, его содержательной и педагогической составляющих (в плане педагогических технологий, методов, форм обучения) и этап учебного процесса в сети.

Цель написания статьи. Главной целью написания статьи является изучение и внедрение педагогических технологий в образовательный процесс дл развития личности, формирования самостоятельного критического мышления в системе образования на всех ее ступенях и во всех формах обучения.

Изложение основного материала. Нынешний век – век информационных технологий. Информация становится приоритетной ценностью во всех областях знания, политики, экономики, культуры. В настоящее время выдвигается новая форма обучения – дистанционная, основой которой являются компьютер, интернет-технологии. Но главной целью обучения является интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование самостоятельного критического мышления в системе образования на всех ее ступенях и во всех формах обучения.

Педагогические технологии, под которыми мы понимаем  процессуально прописанные методы обучения, являются компонентами системы обучения. Некоторые педагоги, философы от образования (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Л.А. Василенко др.) склонны говорить не просто о системном подходе в  образовании, а о синергетическом подходе, который в большей мере отражает современные тенденции к интеграции знаний, самоорганизации систем. Синергетика имеет междисциплинарный характер и способствует синтезу знаний из разных областей, более широкому взгляду на картину мира. Если принять во внимание основные положения концепции, то становится понятным, что педагогические технологии любой формы обучения, включая дистанционную форму, должны быть адекватны новой  парадигме образования, новым тенденциям его развития.

Напомним основные положения данной концепции: а) формирование критического мышления как одной из главных задач современной системы образования; б) формирование духовно-познавательных ценностей как основных мировоззренческих ценностей; в) овладение фундаментальными знаниями, умением применять их при решении разнообразных проблем, приобретение новых знаний; г) формирование интеллектуальных умений, умений работы с информацией (причем на разных носителях); д) формирование культуры коммуникации в условиях социализации (сотрудничества, сотворчества); е) целенаправленная деятельность по формированию рефлексии.

         Одним из путей решения новой парадигмы образования является  использование педагогических технологий, направленных на то, чтобы применять полученные в результате систематического изучения фундаментальные знания из разных областей  науки, из собственных наблюдений для решения жизненно важных проблем, синтезировать эти знания. Одним из методов обучения является проблемное обучение, которое предполагает умение в определенных ситуациях увидеть проблему, требующую

исследования, выдвигать гипотезы ее решения, производить поиск необходимых данных, фактов, информации. Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике [3].

Теория проблемного обучения разработана достаточно широко, как в психологии, так и в дидактике (М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский,  А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев и др.). В новой парадигме образования личностно-ориентированного подхода проблемность является ведущим принципом обучения. Отсюда – необходимость определения методов, приемов обучения, отражающих проблемный характер обучения. Сюда можно отнести метод проектов, который в основе строится на исследовании проблемы и оформлении практического результата проектной деятельности. Сюда же можно отнести  разнообразные эвристические методы: мозговой атаки, дискуссии, иногда и ролевых или деловых игр. Все эти методы могут использоваться самостоятельно или в рамках проектного метода. Личностно-ориентированный подход строится на сотрудничестве учителя и учащихся между собой. Роль учителя здесь принципиально иная, чем в традиционном обучении, поскольку его задача не сводится к овладению суммой знаний, хотя эта задача всегда остается главной, но главная его цель – организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, сотрудничать в этой деятельности, организовать совместную деятельность учащихся на разных этапах познания. Таким образом, наиболее адекватными методами, отражающими принципы личностно-ориентированного подхода, с одной стороны, и проблемного обучения, с другой, можно считать: обучение в сотрудничестве; метод проектов; эвристические методы: дискуссий, мозговой атаки, ролевых, деловых игр и др.;  разноуровневое обучение; портфель ученика.

Это касается как очной формы обучения, так и дистанционной. Но, разумеется, в дистанционной форме обучения эти методы будут реализовываться специфическими средствами Интернет-технологий. Надо сказать, что практически никто среди педагогического сообщества не оспаривает тот факт, что перенесение традиционных технологий обучения в среду ДО (дистанционного обучения) не эффективно. Все согласны, что специфика ДО предполагает замену традиционных педагогических технологий более современными, отражающими тенденции мировой системы образования.

Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления – применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для ученика, и отражающей реалии окружающего мира.

Особое место в познавательной деятельности занимает телекоммуникационный проект. Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему,  согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности, реализуемого в виде некоего совместного продукта.

Что касается эвристических методов, то следует заметить, что прежде чем их применять, необходимо сформировать соответствующие умения у студентов: 1) умения вести дискуссии (инициировать идею для обсуждения), уметь лаконично и логично выстроить собственную точку зрения, выстроить систему доказательств, основанную на фактах, выслушать собеседника, его аргументацию, уметь прийти к компромиссу; 2) умения всех участников выдвигать разумные предложения по способу решения проблемы с дальнейшей аргументацией.

Дифференциация обучения в условиях ДО может достигаться различными способами: либо созданием курсов разной степени сложности, углубленности, либо на основе одного базового курса, рассчитанного на стандарт образования, с использованием WWW-технологий предусмотреть по отдельным вопросам углубление, дополнительную информацию, дополнительные, более сложные задания, практические и лабораторные работы, проекты. При этом в ДО студенты сами выбирают собственный путь: ограничиться ли им базовым курсом или попытаться овладеть расширенным вариантом.       Кроме того, следует иметь в виду, что в условиях ДО любой студент может обратиться за помощью к своим товарищам по малой группе сотрудничества или проконсультироваться у преподавателя, не отвлекая других студентов от работы.

Важное место в познавательной деятельности имеет организация телеконференций, особенно телеконференции в режиме реального времени – Чаты. Их использование ДО может быть полезно в том случае, если все участники должным образом подготовятся к их проведению. Чат целесообразно использовать для: 1) обсуждения заранее определенной проблемы или темы (например, в процессе работы над проектом или при подготовке к дискуссии); 2) решения возникающих вопросов в процессе совместной работы в малых группах; 3) выяснения сложных вопросов при подготовке к контрольной работе, экзамену; 4) определения позиций партнеров в совместной деятельности при подготовке к защите проекта; 5)проведения оперативного опроса студентов.

Наиболее эффективными оказываются телеконференции в режиме отсроченного доступа (Off - line- режиме). Такая телеконференция может быть рекомендована в следующих случаях:

• в процессе постепенного, достаточно длительного обсуждения определенной, обычно наиболее сложной проблемы по изучаемому курсу, постепенно в результате обсуждения новой информации, новых фактов, добываемых студентами самостоятельно из разных источников, в том числе и в Интернете, все более ясного осмысления проблемы;

• в процессе работы над проектом и обсуждения проблемы проекта, которая разбита на проблемные задачи, подлежащие исследованию в малых группах сотрудничества; в этом случае студенты получают возможность, исследуя свою проблемную задачу, постепенно приходить к пониманию всей проблемы и ее решению на основе коллективного обсуждения;

• для обмена мнениями среди специалистов по интересующей всех проблеме с привлечением и специалистов смежных областей.

Тем не менее, при всей перспективности развития ДО, демократичности его характера и действительно огромных возможностях следует отдавать себе отчет в том, что для того, чтобы ДО было эффективным, чтобы оно могло реализовать заложенный в нем уникальный потенциал, требуется очень большая работа. Необходима четко продуманная нормативная база. В противном случае отдельные вузы, в которых есть соответствующие условия, ограничатся системой Интернет, и, соответственно, эта система будет доступна только пользователям этого вуза.

Выводы. Таким образом, любая система обучения опирается на достижения педагогических наук – педагогики, дидактики, частных методик, а также педагогической психологии, базовых наук. В информационном обществе дистанционная форма обучения будет играть существенную роль в системе непрерывного образования. Современный человек должен иметь возможность выбора различных форм, способов обучения в разные периоды своей жизни. Дистанционная форма обучения должна органично влиться в систему непрерывного образования.

Тем не менее, при всей перспективности развития ДО, демократичности его характера и действительно огромных возможностей следует отдавать себе отчет в том, что для того чтобы ДО было эффективным, чтобы оно могло реализовать заложенный в нем уникальный потенциал, требуется очень большая работа. Это чрезвычайно трудоемкий процесс.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат, М.В. Моисеева. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
  2. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009. – 336 с.
  3. Леднев, В.С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры / В.С. Леднев. – М.: Педагогика, – 1980. – 304 с.
  4. Околелов, О.П. Современные технологии обучения в ВУЗе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития / О.П. Околелов // Высшее образование в России. – 1994. - № 2.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Желонкина Тамара Петровна – старший преподаватель кафедры общей физики УО «Гомельский государственный университет им.  Ф.Скорины».

Лукашевич Светлана Анатольевна –  старший преподаватель кафедры теоретической физики УО «Гомельский государственный университет им.  Ф.Скорины».

Шершнев Евгений Борисович – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой общей физики УО «Гомельский государственный университет им.  Ф.Скорины».