ПИСЬМА К П.С. ЭРЕНФЕСТУ

ул. Герцена, № 5, кв. 12

6.01.1930
Москва

Глубокоуважаемый Павел Сигизмундович!

Пишу Вам, чтобы напомнить об обещании прислать мне Танино 2-е письмо о теории Эйнштейна. Обязуюсь вернуть его Вам к назначенному сроку (прислать ли его заказным?).

Мандельштам рассказал мне о дискуссии с Вами об Ungenauigkeits Relation1 и о Вашем толковании Heisenberg'oec Koro примера на основе учета des Intensifatsabfalles der Diffraktionringe2 в микроскопе, что мне очень понравилось. На следующий день после Вашего отъезда Мандельштам придумал новую иллюстрацию для der Ungenauigkeits Relation, выходящую за традиционные пределы Heisenberg'oecKHx примеров, – он рассматривает с точки зрения Ungenauigkeits Relation прохождение электронов через Potentialschwelle3. Очень интересно. Жаль, если он и это по своему обыкновению не опубликует. Может быть, Вы могли бы как-нибудь повлиять – Ваше толкование Heisenberg'oBCKoro примера и новый пример Мандельштама составили бы небольшую, но очень ценную публикацию.

Все мы продолжаем ощущать прилив бодрости, вызванный Вашим пребыванием в Москве, за что еще раз спасибо.

Ваш Иг.Тамм

24.11.1930

Глубокоуважаемый Павел Сигизмундович!

Вы, наверное, получили мою телеграмму. Мне страшно-страшно стыдно. Я, как писал, трижды проверял свои вычисления перед тем, как послать Вам заметку. Затем сел писать работу полностью для печати – при этом я всегда делаю все выкладки заново, не глядя в ранее написанное. И вот оказалось, что в самом начале я всюду путал знак у синуса! Если сделать все правильно, то в окончательной форме никакого отличия от формулы Клейна-Нишины нет. Вся эта история тем более обидна, что мне теперь удалось привести вычисления в нравящуюся мне изящную форму. Если их совсем немного видоизменить, то можно, например, вычислить вероятность спонтанного перехода электрона из состояния положительной энергии в состояние энергии отрицательной. Этим я сейчас занят и закончу выкладки на днях.

1. Соотношение неопределенностей.

2. Спадание интенсивностей дифракционных колец.

3. Потенциальный барьер.

Ужасно мне неприятно, что я второй раз обращаюсь к Вам с просьбой о напечатании и второй раз с такими промахами (в прошлом году не симметризовал волнового уравнения). Пожалуйста, простите меня за это и большое спасибо за то, что Вы для меня сделали.

Ваш Иг.Тамм

P.S. Конечно, все сказанное относительно преобладающей роли переходов через состояния отрицательной энергии остается справедливым. И.Т.

Ул. Герцена, д. 5, кв. 12, Москва, 9
23.11.1931

Глубокоуважаемый Павел Сигизмундович!

Надеюсь, Вы вернулись из Америки с большим запасом бодрости и отдохнувшим. Представляю себе, насколько интересным должно быть сопоставление на протяжении одного года таких антиподов, как СССР и САСШ.

Как выяснилось наконец позавчера, моя командировка прошла через Наркомпрос и мне почти наверное удастся выехать около 15-го апреля за границу. Вопрос о командировке возник в декабре, когда Вас не было в Европе; я написал Дираку и Иордану и получил от них официальные приглашения, необходимые для командировки. Вы понимаете, что мне чрезвычайно хотелось бы побывать в Лейдене, с которым связаны самые лучшие мои воспоминания, и повидаться с Вами и Вашей семьей и всеми старыми знакомыми. Удобно ли Вам, если я заеду в Лейден на 2-3 дня по дороге в Кембридж в 20-х числах апреля? В Кембридже мне хотелось бы пробыть до конца семестра  5–20-го VI), затем опять, если Вам удобно, заехать на некоторое время в Лейден, а в июле направиться к Иордану в Росток. Не знаю только, как эта программа уложится во времени – я рассчитывал на 5-ти месячную поездку, но меня командируют на 3 месяца и вряд ли удастся добиться большего.

Как и перед прошлой поездкой 1928 г., вся моя семья больна – сын только что перенес скарлатину, дочь – грипп с воспалением уха, у жены – гриппозное воспаление легких (не в тяжелой форме). Далее, как и в 1928 г., я перед отъездом буду сплошь занят своей книгой «Теория электричества».

Сейчас в печати работа моя и моего сотрудника Шубина, которая, как мне кажется, впервые дает более или менее полную теорию фотоэффекта в металлах и которая доставила мне большое удовольствие. Ее выводы будут проверяться у насэкспериментально. Надеюсь до отъезда закончить работу, с которой давно вожусь, – теорию наблюдавшейся Штерном разницы интенсивностей компоненты штарк-эффекта при наблюдении по и против поля. Явление это, как мне кажется, имеет принципиальный интерес и объясняется: 1) наличием «хвоста» волновой функции электронов,вытягиваемого полем за пределы атома; 2) нестационарностью состояния атома в эл. поле (спонтанная ионизация). Однако количественные подсчеты сложны и еще не закончены.

Итак, очень рассчитываю увидеться с Вами в апреле. Сердечный привет Тат. Алекс., Тат. Павл. (ответить на ее письмо рассчитываю устно) и всем знакомым.

(Рутгерс! хотелось бы узнать его адрес).

Искренне Ваш Иг.Тамм.

Извините, что письмо не написано на машинке – старался писать четко...